Eng ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НОВОСТИ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ Карта сайта

 Технологии исследований

РАЗРАБОТКА БОРТОВЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ТАКТИЧЕСКОГО УРОВНЯ
ДЛЯ ПИЛОТИРУЕМЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Бортовые интеллектуальные системы тактического уровня (БИС-ТУ) решают задачи:

  • оперативного целеполагания, постоянно возникающие в процессе выполнения полетного задания летательным аппаратом (ЛА)/группой ЛА (задача первого глобального уровня управления I-ГлУУ на борту ЛА);

  • конструирования способа достижения оперативно назначенной цели полета, когда этот способ не был проработан в полетном задании (задача второго глобального уровня управления II-ГлУУ на борту ЛА).

Выработанные БИС-ТУ решения предъявляются экипажу на информационно управляющем поле кабины (ИУП) ЛА в качестве рекомендаций, которые экипаж:

  • может принять и санкционировать их исполнение бортовыми исполнительными системами;

  • может откорректировать и затем санкционировать исполнение откорректированную рекомендацию;

  • игнорировать рекомендацию и принять соответствующее эвристическое решение.

Поддержка процесса решения экипажем задачи оперативного целеполагания поддерживается:

  • интеллектуальной информационной системой «Ситуационная осведомленность экипажа» (ИИС СОЭ), выделяющей среди наблюдаемых потенциальных угрозах непосредственные угрозы с рассчитанными для них так называемыми «точками невозврата» (предъевление на ИУП);
    Публикации по макетам ИИС СОЭ с 2010 г. в Трудах ГосНИИАС, журнале «Мехатроника, автоматика, управление».

  • бортовой оперативно советующей экспертной системой «Оперативное целеполагание» (БОСЭС-целеполагание), предъявляющая экипажу на ИУП рекомендуемую текущую цель полета.
    Публикации по макетам БОСЭС-целеполагание с 2010 г. в журнале «Известия РАН. Теория и системы управления» и в его англоязычной версии «Journal of Computer and Systems Sciences International».

Системы ИИС СОЭ и БОСЭС-целеполагание постоянно работают в паре в течение всего полета.
В базах знаний этих систем используются математические модели фрагментов предметной области, продукционные правила и механизмы вывода по прецеденту.

Поддержка процесса решения экипажем задач конструирования способа достижения оперативно назначенной цели полета поддерживается бортовыми оперативно советующими экспертными системами типовых ситуаций полета (БОСЭС ТС).

В базах знаний этих систем используются математические модели фрагментов предметной области, механизмы вывода по прецеденту, многокритериальному выбору альтернативы, оптимизационному выводу и продукционные правила.

Публикации по макетам отдельных БОСЭС ТС с 2002 г. в журнале «Известия РАН. Теория и системы управления»  и в его англоязычной версии «Journal of Computer and Systems Sciences International»; в Трудах ГосНИИАС, в учебных пособиях Московского Авиационного Института (МАИ).

Этапы разработки БОСЭС ТС и особенности оценки их эффективности обсуждались в 2015 г. в журнале «Искусственный интеллект и принятие решений».

bistu-1

Этапы разработки БИС-ТУ, состав разработанных макетов БИС-ТУ и их взаимодействие с экипажем ЛА.
 

bistu-2

Облик «дорожной карты» пополнения базы знаний БИС-ТУ в процессе их эксплуатации.

 


Назад

© ГосНИИАС - GosNIIAS - 2010-2015