ГосНИИАС – системный интегратор авиастроения: к 100-летию отечественной гражданской авиации

Сегодня гражданская авиация России отмечает 100-летний юбилей. 9 февраля 1923 года Совет Труда
и Обороны РСФСР принял постановления «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного
флота» и «Об организации Совета по гражданской авиации», которые положили начало активному развитию гражданской авиации России.
Этот импульс возымел колоссальное значение для развития авиационной науки и промышленности
нашей страны. В последующие годы при поддержке государства ведущие научно-инженерные предприятия и НИИ активно проводили
фундаментальные и поисковые исследования с целью создания новых образцов авиационной техники и внедрения перспективных
технологий в авиационную отрасль.
Государственный научный центр ГосНИИАС (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»),
как институт системной интеграции, участвовал и участвует практически во всех важных проектах по гражданской линии
отечественной авиапромышленности. В соответствии с приказом Российского авиационно-космического агентства, институт
определён «головной организацией по проведению единой научно-технической политики авиационной промышленности в области
радиоэлектронного оборудования для летательных аппаратов».
Первая большая работа института над гражданским воздушным судном со значением мирового
уровня началась с Ту-144. Участие ГосНИИАС в создании самолета нового поколения было обусловлено наличием необходимых
опыта и компетенций, сформировавших научно-технический задел для создания сложных комплексов, которые отечественные
конструкторские бюро того времени не проектировали.
В рамках работ над Ту-144 в институте был создан комплекс полунатурного моделирования
(далее – КПМ). На нем была осуществлена отработка информационного взаимодействия контуров навигационного комплекса
и автоматической бортовой системы управления, с целью обеспечения автоматизации процессов управления на всех режимах полета.
Работы на КПМ проводились совместно с ведущими специалистами МИЭиА, ОКБ «Электроавтоматика»
и ОКБ А.Н. Туполева. Результатом стал отработанный пилотажно-навигационный комплекс бортового оборудования с функцией
автоматического полета по маршруту.
В конце 80-х годов институт осуществлял работы по внедрению новой авионики с открытой
архитектурой - интегрированной модульной авионики (далее – ИМА). Это, пожалуй, один из главных проектов гражданского
сектора, которым занимался ГосНИИАС. ИМА позволила уменьшить стоимость жизненного цикла летательного аппарата,
улучшить производительность, повысить эксплуатационные характеристики посредством разработки единой архитектуры
и стандартов, требуемых для реализации цифрового ядра авионики и сетевых интерфейсов.
Результаты исследований в области разработки новой идеологии авионики легли в основу
работ по созданию Ил-96. Для этого борта специалистами ГосНИИАС была произведена разработка системы «Электронный
бортинженер» для сокращения численности экипажа до двух пилотов, а также реализован проект с импортными двигателями
и бортовым радиоэлектронным оборудованием. Параллельно с разработкой нового лайнера в институте был создан комплекс
«Железная птица» - стенд для отработки отказоустойчивости самолетных систем, на котором в натуральную величину
выполнены имитаторы крыльев, хвостового оперения и мест подвески опор шасси. Стенд разрабатывался для ускорения
процесса разработки, испытаний и повышения безопасности воздушного судна. В ходе реализации проекта в короткие
сроки, в соответствии с международными стандартами, учеными института было переработано практически всё функциональное
программное обеспечение и проведено тестирование, необходимое для прохождения сертификации. Кроме того, была
реализована функция предупреждения критических режимов, разработкой которой в полном объеме, начиная с разработки
требований и заканчивая верификацией, занимались специалисты института.
В последующем в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной
техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» ГосНИИАС определен головным разработчиком по разработке
и системной интеграции ИМА.
Ученые ГосНИИАС внесли неоценимый вклад в создание и последующую модернизацию серии
воздушных судов нового поколения - МС-21 и SSJ. Институт стал соисполнителем работ в части отработки взаимодействия
всех самолетных систем, проектирования и динамического тестирования информационно-управляющего поля кабины экипажа
с применением технологии прототипирования.
Данная технология реализована институтом совместно со специалистами корпорации
«Иркут» на базе универсального стенда прототипирования, который позволяет проводить разработку бортового программного
обеспечения авионики и отработку концепции человеко-машинного интерфейса. На стенде отрабатываются все виды
нештатных ситуаций, что способствует предотвращению чрезвычайных ситуаций на борту самолета еще до введения
его в эксплуатацию.
Также специалистами ГосНИИАС и корпорации «Иркут» в рамках совместных работ по
созданию перспективных судов гражданской авиации разработан стенд «Электронная птица». Стенд предназначен для
отработки взаимодействия и функционала комплекса бортового оборудования и его программного обеспечения. Это
позволяет скорректировать программно-математическое обеспечение и исправлять ошибки в элементах оборудования кабины.
Еще с середины прошлого столетия институт завоевал репутацию головной научной
организации авиационной промышленности по исследованиям и разработкам в области систем бортового оборудования летательных аппаратов.
Сегодня ГосНИИАС исполняет функции от планирования и прогнозирования перспективного
развития авиационной техники до выработки конкретных решений и разработки конечных продуктов и технологий для
их внедрения в авиационную отрасль.
Институт ведет широкий круг работ по научному сопровождению процессов разработки
и испытаний, участвует в стратегиях импортозамещения и внедрения критических технологий.
Являясь государственным научным центром, ГосНИИАС обеспечивает наращивание
научно-технологического потенциала страны и способствует решению важных стратегических задач по развитию
авиационной отрасли и прикладной науки.
|