КОНТАКТЫ

Новости - 9.02.2023

 

ГосНИИАС – системный интегратор авиастроения: к 100-летию отечественной гражданской авиации


 

Сегодня гражданская авиация России отмечает 100-летний юбилей. 9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны РСФСР принял постановления «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота» и «Об организации Совета по гражданской авиации», которые положили начало активному развитию гражданской авиации России.

Этот импульс возымел колоссальное значение для развития авиационной науки и промышленности нашей страны. В последующие годы при поддержке государства ведущие научно-инженерные предприятия и НИИ активно проводили фундаментальные и поисковые исследования с целью создания новых образцов авиационной техники и внедрения перспективных технологий в авиационную отрасль.

Государственный научный центр ГосНИИАС (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), как институт системной интеграции, участвовал и участвует практически во всех важных проектах по гражданской линии отечественной авиапромышленности. В соответствии с приказом Российского авиационно-космического агентства, институт определён «головной организацией по проведению единой научно-технической политики авиационной промышленности в области радиоэлектронного оборудования для летательных аппаратов».

Первая большая работа института над гражданским воздушным судном со значением мирового уровня началась с Ту-144. Участие ГосНИИАС в создании самолета нового поколения было обусловлено наличием необходимых опыта и компетенций, сформировавших научно-технический задел для создания сложных комплексов, которые отечественные конструкторские бюро того времени не проектировали.

В рамках работ над Ту-144 в институте был создан комплекс полунатурного моделирования (далее – КПМ). На нем была осуществлена отработка информационного взаимодействия контуров навигационного комплекса и автоматической бортовой системы управления, с целью обеспечения автоматизации процессов управления на всех режимах полета.

Работы на КПМ проводились совместно с ведущими специалистами МИЭиА, ОКБ «Электроавтоматика» и ОКБ А.Н. Туполева. Результатом стал отработанный пилотажно-навигационный комплекс бортового оборудования с функцией автоматического полета по маршруту.

В конце 80-х годов институт осуществлял работы по внедрению новой авионики с открытой архитектурой - интегрированной модульной авионики (далее – ИМА). Это, пожалуй, один из главных проектов гражданского сектора, которым занимался ГосНИИАС. ИМА позволила уменьшить стоимость жизненного цикла летательного аппарата, улучшить производительность, повысить эксплуатационные характеристики посредством разработки единой архитектуры и стандартов, требуемых для реализации цифрового ядра авионики и сетевых интерфейсов.

Результаты исследований в области разработки новой идеологии авионики легли в основу работ по созданию Ил-96. Для этого борта специалистами ГосНИИАС была произведена разработка системы «Электронный бортинженер» для сокращения численности экипажа до двух пилотов, а также реализован проект с импортными двигателями и бортовым радиоэлектронным оборудованием. Параллельно с разработкой нового лайнера в институте был создан комплекс «Железная птица» - стенд для отработки отказоустойчивости самолетных систем, на котором в натуральную величину выполнены имитаторы крыльев, хвостового оперения и мест подвески опор шасси. Стенд разрабатывался для ускорения процесса разработки, испытаний и повышения безопасности воздушного судна. В ходе реализации проекта в короткие сроки, в соответствии с международными стандартами, учеными института было переработано практически всё функциональное программное обеспечение и проведено тестирование, необходимое для прохождения сертификации. Кроме того, была реализована функция предупреждения критических режимов, разработкой которой в полном объеме, начиная с разработки требований и заканчивая верификацией, занимались специалисты института.

В последующем в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» ГосНИИАС определен головным разработчиком по разработке и системной интеграции ИМА.

Ученые ГосНИИАС внесли неоценимый вклад в создание и последующую модернизацию серии воздушных судов нового поколения - МС-21 и SSJ. Институт стал соисполнителем работ в части отработки взаимодействия всех самолетных систем, проектирования и динамического тестирования информационно-управляющего поля кабины экипажа с применением технологии прототипирования.

Данная технология реализована институтом совместно со специалистами корпорации «Иркут» на базе универсального стенда прототипирования, который позволяет проводить разработку бортового программного обеспечения авионики и отработку концепции человеко-машинного интерфейса. На стенде отрабатываются все виды нештатных ситуаций, что способствует предотвращению чрезвычайных ситуаций на борту самолета еще до введения его в эксплуатацию.

Также специалистами ГосНИИАС и корпорации «Иркут» в рамках совместных работ по созданию перспективных судов гражданской авиации разработан стенд «Электронная птица». Стенд предназначен для отработки взаимодействия и функционала комплекса бортового оборудования и его программного обеспечения. Это позволяет скорректировать программно-математическое обеспечение и исправлять ошибки в элементах оборудования кабины.

Еще с середины прошлого столетия институт завоевал репутацию головной научной организации авиационной промышленности по исследованиям и разработкам в области систем бортового оборудования летательных аппаратов.

Сегодня ГосНИИАС исполняет функции от планирования и прогнозирования перспективного развития авиационной техники до выработки конкретных решений и разработки конечных продуктов и технологий для их внедрения в авиационную отрасль.

Институт ведет широкий круг работ по научному сопровождению процессов разработки и испытаний, участвует в стратегиях импортозамещения и внедрения критических технологий.

Являясь государственным научным центром, ГосНИИАС обеспечивает наращивание научно-технологического потенциала страны и способствует решению важных стратегических задач по развитию авиационной отрасли и прикладной науки.

 

 

Институт

Новости

Мероприятия

Научный центр

Виды деятельности

Международная деятельность

Издания

Противодействие коррупцииКонтакты

Тел. +7 (499) 157-70-47
125319, г. Москва, ул. Викторенко, 7

© GosNIIAS - 2020. Изображения на сайте взяты из открытых источников.