Исторически институт стал заниматься
внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) с 90-х годов прошлого столетия с
целью организации взаимодействия с ведущими зарубежными
авиастроительными компаниями и научными институтами.
Подразделение ВЭД занимается организацией
и обеспечением сотрудничества с различными организациями, прежде всего
авиационной отрасли. Основными заказчиками являются компании Европы,
США, Индии и Китая.
В конце 90-х – начале 2000-х годов в
рамках ВЭД в основном проводились работы по разработке, верификации и
тестированию программного обеспечения (ПО) для самолетов гражданской
авиации зарубежного производства. Большой объём занимали заказы для
Индии и Китая, выполняемые по контрактам с ФГУП "Рособоронэкспорт".
В эти же годы институт успешно реализовал
проекты с французской фирмой Sextant Avionique – по созданию комплекса
авионики тренировочного самолета МИГ-АТ и с американской фирмой
Rockwell Collins – по созданию комплекса бортового оборудования для
самолета Ил-96 М/Т.
В ходе работ по Ил-96 М/Т в институте
сформировался коллектив специалистов, освоивших международные стандарты
разработки оборудования и систем и хорошо разбиравшихся в тонкостях
сотрудничества с зарубежными фирмами. Реализация проекта Ил-96 М/Т
принесла ГосНИИАС международное признание. Институт выполнил ряд
контрактов с фирмами Smith Aerospace, Fastek, GE Aviation, Intermec
Technologies Corporation (США) и др. по тестированию и верификации
бортового программного обеспечения.
Сотрудничество с фирмой SEXTANT Avionique
получило продолжение в виде многолетнего партнерства с фирмой THALES, в
состав которой вошел SEXTANT.
В эти же годы в ГосНИИАС появилось новое
направление, связанное с организацией и управлением воздушным движением.
Первым иностранным партнером института стала фирма Hughes (США). Опыт
совместных разработок в области УВД был положен учёными института в
основу программных комплексов, созданных в интересах российских
заказчиков и прежде всего - Госкорпорации ОРВД. В 2000-х годах ГосНИИАС
принимал активное участие в работах по модернизации центров системы УВД
России и Австралии.
Начиная с 2006 – 2007 гг. разработки
перспективного бортового оборудования самолетов гражданской авиации
ведутся на базе технологии интегрированной модульной авионики (ИМА) с
открытой архитектурой. Подразделением ВЭД был проведён результативный
поиск зарубежных партнёров, совместно с которыми начаты работы по
анализу и интеграции зарубежных технологий разработки бортового
оборудования на стендах ГосНИИАС.
С 2010 года основной пакет международных
заказов ГосНИИАС составляют работы с компаниями стран Европы, США и
Канады по анализу и интеграции зарубежных технологий разработки
бортового оборудования на стендах интеграции и прототипирования.
Наиболее активно развивается сотрудничество с фирмами BARCO (Бельгия),
Esterel Technologies (правопреемник - фирма ANSYS). В исследованиях
широко применяется стенд виртуального прототипирования, созданный в
ГосНИИАС.
Накопленный опыт использования и
разработки ПО и наработки в области создания ИМА приводят к
необходимости решения вопросов сертификации. В связи с этим начинается
взаимодействие с французской фирмой APSYS и канадской корпорацией
Marinvent по организации сертификации перспективной российской авионики
в международных сертификационных органах (EASA, FAA и др.).
ГосНИИАС становится участником крупных
европейских научно-исследовательских проектов создания нового поколения
авионики SCARLETT и его продолжения ASHLEY в рамках 7-ой Европейской
Рамочной Программы по аэронавтике. В проектах участвуют более 30
крупнейших авиационных компаний, научно-исследовательских центров,
лабораторий и университетов Европы.
В результате получен опыт работы в
интегрированных международных проектах, подтверждена репутация надёжного
делового партнёра и заложен фундамент будущего взаимодействия.
Проект SCARLETT – первый и успешный опыт
работы ГосНИИАС в крупной международной кооперации. До этого все
взаимодействия с зарубежными партнерами носили двухсторонний характер.
Участие в проекте привело к появлению новых компетенций в области
международного сотрудничества, а также расширению круга партнеров.
Одним из важных событий проекта SCARLETT
стал международный форум по авионике, организатором которого выступил
ГосНИИАС. На конференцию мирового уровня собралось более 200 ученых из
разных стран. С тех пор наш институт проводит постоянные конференции по
тематике бортового оборудования и авионики в рамках авиасалонов МАКС.
Постоянно ведутся работы по организации и
обеспечению участия подразделений ГосНИИАС в международных и российских
выставках и конференциях, симпозиумах и других значительных для
научного сообщества событиях, оказывая организационную, протокольную,
информационно-рекламную и другие виды поддержки. Среди них:
-
Международные
авиационно-космические салоны Paris Air Show, Farnborough Air Show,
MAKС, ILA, Airshow China, HeliRussia, Гидроавиасалон;
-
Специализированные
международные выставки и конференции по авионике и УВД: Aviation
Electronics Europe, MEA, World ATM Global Congress, ATC Global;
-
Специализированные
международные выставки и конференции по информационным технологиям,
технологиям фотограмметрии, машинного зрения, обработке информации ISPRS
и SPIE Optical Metrology;
-
Международные конференции по
авиационным наукам EUCASS, Aerospace Tech Week и AERODAYS.
На постоянной основе ведётся
взаимодействие по вопросам ВЭД с министерствами Российской Федерации,
Союзом Авиапроизводителей РФ, Национальной контактной точкой по
аэронавтике и другими организациями.
Начиная с 2009 г. ГосНИИАС принимает
активное участие в работе некоммерческого партнерства «Союз
авиапроизводителей России» (НП «САП»). С участием сотрудников
подразделения были организованы и проведены встречи с руководством
Ассоциаций аэрокосмической промышленности Европы, США и Канады и
подписаны Меморандумы о сотрудничестве. В 2013 году НП «САП» стал шестым
полноправным членом Международного координационного совета ассоциаций
аэрокосмической промышленности (ICCAIA), объединяющим
авиационно-космическую промышленность Европы, США, Канады, Бразилии и
Японии.
В настоящее время институт имеет
постоянные партнерские отношения с ведущими мировыми компаниями.
Проводятся совместные работы в области разработки и сертификации
бортового оборудования и информационных технологий. Продолжается участие
в крупных интегрированных проектах 8-ой Рамочной Программы ЕC:
-
проект SENS4ICE, который
направлен на повышение безопасности полетов воздушного судна в различных
условиях обледенения;
-
проект SAFEMODE, основной
целью которого является минимизация влияния человеческого фактора на
возникновение чрезвычайных ситуаций во время полета;
-
проекты FUTPRINT50 и IMOTHEP
направлены на разработку технологий для создания гибридных электрических
силовых установок для самолета будущего.
ГосНИИАС постоянно расширяет спектр
научных интересов и активно развивает новые направления международного
сотрудничества.
Мы открыты для новых контактов и
сотрудничества.
|