УСТОЙЧИВОСТЬ ВООРУЖЕНИЯ И БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ К ВНЕШНИМ ВОЗДЕЙСТВУЮЩИМ ФАКТОРАМ
Экспериментальная база отраслевой испытательной лаборатории ФГУП «ГосНИИАС»
располагает широким спектром испытательного оборудования, позволяющего проводить
испытания на различные виды внешних воздействий в соответствии с действующими
стандартами и нормативными документами, как бортового оборудования авиационной
техники и авиационного вооружения, так и изделий в сборе.
Как показала практика последних лет, особенно востребованными
видами испытаний по заказам промышленности являются испытания на:
Испытательная база находится в постоянном развитии. В настоящее
время одним из самых перспективных направлений являются испытания на воздействие
солнечной радиации (солнечного излучения). В целях реализации этого направления
на базе испытательной лаборатории в ближайшее время будет создан комплекс
имитации солнечного излучения.
Также на различных этапах разработки авиационной техники и
авиационного вооружения проводятся расчётные оценки:
Воздействие акустического шума
Испытательная лаборатория располагает экспериментальной базой,
позволяющей проводить испытания на базе акустического испытательного комплекса.
Акустический испытательный комплекс предназначен для проведения
испытаний и исследований эксплуатационно-технических характеристик, в частности,
устойчивости и стойкости объектов авиационной и радиоэлектронной техники и их
отдельных составных частей при воздействии интенсивных звуковых полей.
Акустический испытательный комплекс состоит из акустической
испытательной реверберационной камеры с акустическим излучателем
электродинамического типа и приборного помещения с усилителем мощности и
комплексом задающей и контрольно-измерительной аппаратуры и обладает следующими
техническими характеристиками:
Наименование параметра |
Значение |
сигнал |
акустический шум |
максимальный уровень звукового давления на срезе рупора, дБ |
148 |
диапазон частот, Гц |
80 – 10000 |
объём акустической камеры, м3 |
35 |
Благодаря объёму акустической камеры, возможно проведение
испытаний как с крупногабаритными (до 4 м), так и с малогабаритными объектами
испытаний.

Воздействие аэродинамического нагрева
Испытательная лаборатория располагает уникальной установкой
«УМАН-6», которая предназначена для моделирования аэродинамического нагрева
изделий авиационной техники и авиационного вооружения и обладает следующими
техническими характеристиками:
Наименование параметра |
Значение |
диаметр рабочей зоны, м |
0,45 – 0,58 |
длина рабочей зоны*, м |
2,5 – 4,5 |
максимальная масса объекта испытаний, кг |
5000 |
диапазон воспроизводимых температур, °С |
40 – 600 |
погрешность задания температуры для стационарных
режимов, °С:
от 40 до 100°С
от 100 до 180°С
от 180 до 600°С |
±2
±5
±15 |
максимальная скорость температурного нагружения для
задания стационарных режимов, °С/мин |
50 |
максимальная скорость температурного нагружения для
режимов с термоударом, °С/мин |
400 |
*При необходимости конфигурация установки позволяет испытывать
изделия и большей длины (до 7 м), но в несколько этапов.
Для задания и измерения температуры на поверхности изделий
используются новейшие поверхностные датчики и измерительное оборудование,
позволяющее осуществлять контроль температуры с высокой частотой дискретизации
по времени и высокой точностью. Всё измерительное оборудование внесено в
Государственный реестр измерений и проходит регулярную поверку в соответствии со
стандартами, установленными в РФ.
В настоящее время ведётся модернизация установки с целью повышения
её технических характеристик.

Климатические воздействия и воздействие пониженного атмосферного давления
Для проведения климатических испытаний испытательная лаборатория
подразделения располагает климатическими камерами объёмом 0,06; 2 и 3,4 м3, позволяющими испытывать объекты в температурных режимах от минус 80 до плюс
150°С при влажности от 20 до 98%.
Также лаборатория располагает испытательными камерами,
позволяющими испытывать авиационную технику, авиационное вооружение и их
бортовое оборудование на воздействия:
В настоящее время ведётся модернизация и приобретения нового
оборудования с целью обеспечения проведения испытаний авиационной техники,
авиационного вооружения и их бортового оборудования на воздействие пониженного
давления.



Механические воздействия
Испытательная лаборатория позволяет осуществлять разного рода виды
механических испытаний для воспроизведения условий окружающей среды при
исследовании прочности, стойкости и надёжности во всех областях.
Испытания изделий на механические внешние воздействующие факторы
проводятся различными типами нагрузок:
-
синусоидальной вибрацией;
-
широкополосной случайной вибрацией;
-
ударом классических форм;
-
ударом по заданному спектру;
-
кратковременными низкочастотными динамическими
нагрузками;
-
поиском резонансных частот, отслеживанием и работой на
резонансе.
Наименование параметра |
Значение |
Толкающая сила, кН |
58 |
Максимальная амплитуда ускорения, g:
синусоидальный сигнал
случайный сигнал
ударная волна |
100
100
224 |
Максимальная амплитуда перемещения, мм |
30 |
Частотный диапазон, Гц |
5 – 3000 |
Максимальное пиковое ударное ускорение, g |
800 |
Применяемое оборудование позволяет работать по трём ортогональным
осям с объектом массой до 1000 кг.

Комплексные воздействия
Испытательная лаборатория проводит испытания на комплексные
воздействия, которые включают эквивалентно-циклические испытания на
безотказность авиационной техники, авиационного вооружения и их бортового
оборудования. В ходе этих испытаний осуществляется максимально приближенная к
условиям реального применения имитация комплексного воздействия внешних
воздействующих факторов и функционирования бортового оборудования,
синхронизированных в реальном масштабе времени. Результат достигается
максимально полным комплексированием на стенде внешних воздействующих факторов с
их динамическим изменением в процессе испытаний в соответствии с профилем полёта
и полётным заданием.
Эквивалентно-циклические испытания проводятся для:
-
выявления конструктивно-технологических и
производственных недостатков;
-
оценки соответствия показателей безотказности бортового
оборудования требованиям, заданным в ТТЗ (ТЗ) и ТУ для соответствующего этапа
разработки;
-
оценки эффективности мероприятий по обеспечению и
повышению надёжности бортового оборудования;
-
определения достигнутого уровня безотказности.
В процессе испытаниях бортовое оборудование подвергается
циклическому воздействию внешних воздействующих факторов, один испытательные
цикл которых имитирует один полёт.
Электромагнитные воздействия
В области обеспечения испытаний на электромагнитные воздействия
осуществляются:
-
расчётная оценка электромагнитной обстановки на
объектах-носителях и в отсеках авиационной техники и авиационного вооружения;
-
расчётная оценка безопасности применения изделий и
объектов авиационной техники в условиях воздействия электромагнитных полей
естественного (разряда статического электричества, разряда молнии) и
искусственного (бортового оборудования и силовых линий авиационной техники,
радиопередающих и радиолокационных станций, станций безобмоточного
размагничивания кораблей, высоковольтных линий электропередач, контактных
высоковольтных линий железных дорог, электромагнитного импульса ядерного взрыва)
происхождения;
-
разработка программ и методик испытаний на безопасность
применения изделий и объектов авиационной техники в условиях воздействия
электромагнитных полей естественного (разряда статического электричества,
разряда молнии) и искусственного (бортового оборудования и силовых линий
авиационной техники, радиопередающих и радиолокационных станций, станций безобмоточного размагничивания кораблей, высоковольтных линий электропередач,
контактных высоковольтных линий железных дорог, электромагнитного импульса
ядерного взрыва) происхождения;
-
методическое сопровождение и участие в испытаниях на
безопасность с выдачей заключения.
На базе испытательной лаборатории планируется проведение работ по
отработке и оценке электромагнитной совместимости бортового оборудования
авиационной техники и авиационного вооружения с учётом влияния:
-
качества электропитания;
-
кондуктивных и индуктивных помех звукового и
радиочастотного диапазона, а также импульсных помех в цепях питания и линиях
связи бортового авиационного оборудования;
-
внешних электромагнитных полей;
-
импульсных токов, наводимых разрядами молний, и разрядов
статического электричества.
Газодинамическая устойчивость
Подразделением проводится оценка газодинамической устойчивости
(защиты от заглохания) двигательных установок летательных аппаратов при
применении ими авиационного вооружения в процессе пуска. Оценка проводится путём
математического моделирования влияния выхлопных газов двигательной установки
авиационного вооружения на двигательную установку летательного
аппарата-носителя, с учётом параметров полёта летательного аппарата-носителя и
размещения пусковой установки.
Контакты:
Соколов Олег Владимирович (начальник подразделения) - (499) 1579126, (499) 1579368;
Алексеев Евгений Юрьевич (зам. начальника подразделения) - (499) 7286512, (499) 1579202;
Смаль Валерий Андреевич (начальник сектора) - (499) 7286512, (499) 1579374.

|