ГосНИИАС на HOLOEXPO 2023
Развитие гражданской авиации сегодня предполагает внедрение новых
интеллектуальных технологий на борт воздушного судна. Интеллектуализация
бортового оборудования тесно взаимосвязана с направлением исследований
по созданию цифровых помощников пилота. Предполагается, что такие
помощники смогут заменить второго пилота в будущем.
Поскольку переход к одночленному экипажу
невозможен без предупреждения угроз, вызванных человеческим фактором,
интеллектуализация бортового оборудования должна способствовать
уменьшению функциональной нагрузки на пилота и повышению безопасности
полетов.
Специалисты Государственного
научно-исследовательского института авиационных систем (ФАУ «ГосНИИАС»,
входит в состав НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») в настоящее время
активно занимаются исследованиями в области создания
программно-аппаратных средств поддержки пилота. Работы по данной
тематике были представлены на XX Международной конференции по голографии
и прикладным оптическим технологиям HOLOEXPO 2023. Мероприятие проходило
с 12 по 14 сентября 2023 года в г. Сочи.
Конференция HOLOEXPO на своей площадке
собрала представителей научно-исследовательских институтов и бизнеса,
предоставив возможность узнать о тенденциях развития оптических
технологий, обсудить перспективные разработки и профессиональные вопросы
с коллегами и экспертами.
На конференции в числе экспертов круглого
стола «Актуальные вопросы и перспективы развития систем дополненной
реальности» выступил начальник подразделения ГосНИИАС, д.т.н. Е.Ю.
Зыбин. Доклады специалистов института были представлены в рамках темы
«Применение AR-технологий в гражданской авиации: особенности и
перспективы».
Заместитель начальника подразделения
ГосНИИАС М.А. Леликов представил результаты исследования о возможностях
применения очков дополненной реальности (ОДР) пилотами воздушных судов
гражданской авиации. В своем докладе Максим Алексеевич выделяет области,
в которых можно достичь качественных результатов при использовании ОДР.
Однако введение очков дополненной реальности в действующую практику
требует тщательной подготовки, как самих пилотов, так и нормативной
документации.
Начальник лаборатории Г.А. Платошин
представил доклад о способах оценки психофизиологического состояния
пилота воздушного судна. В своем выступлении он отметил, что мониторинг
функционального состояния пилота позволит спрогнозировать момент потери
дееспособности и принять соответствующие меры. С помощью разрабатываемых
в ГосНИИАС технических средств контроля физиологических и поведенческих
параметров предлагается собирать данные о сердечном ритме, эргономике
движений и глазодвигательной активности. На основе этих показателей
возможно составить отчет о стрессе, снижении концентрации внимания,
потере сознания и других (менее критических) состояниях.
Автоматизация процессов, позволяющая
снизить нагрузку на пилота и обеспечить требуемый уровень безопасности
транспортной системы, является одним из этапов перехода к концепции
управления воздушным судном посредством одночленного экипажа. Сегодня,
при двучленном экипаже, также важно проводить исследования и работы в
области снижения рисков, связанных с человеческим фактором. Минимизация
рисков и повышение уровня безопасности полетов одна из главных задач для
специалистов ГосНИИАС.
|