Студенты приняли участие в исследованиях ГосНИИАС по человеко-машинному взаимодействию
Студенты Московского авиационного института (национального
исследовательского университета) и Московского государственного
технического университета им. Н.Э. Баумана в ходе практического занятия
в Государственном научно-исследовательском институте авиационных систем
(ФАУ «ГосНИИАС», входит в состав НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»)
приняли участие в исследованиях человеко-машинного взаимодействия.
Практические занятия проводились на
универсальном стенде прототипирования информационно-управляющего поля
кабины экипажа перспективного воздушного судна, разработанном под
руководством заместителя генерального директора ГосНИИАС, д.т.н.
профессора Н.И. Сельвесюка, начальника лаборатории В.И. Златомрежева и
начальника сектора к.т.н. И.И. Грешникова.
При разработке кабин перспективных
самолетов необходимо применять системные методологии проектирования, а
также объективные показатели для оценки различных способов управления.
Поэтому актуальны экспериментальные исследования, заключающиеся в
выполнении экипажем различных задач с фиксацией их физиологических
параметров.
Занятия со студентами проводили
руководитель научно-образовательного центра ГосНИИАС, д.т.н. профессор
О.Н. Корсун и инженер 1 категории, аспирант Э.Д. Глухова. В качестве
эксперта в исследовании принял участие ветеран гражданской авиации,
летчик-инструктор М.П. Безмен. Техническую поддержку эксперимента
осуществляли аспиранты ГосНИИАС А.Д. Козырев и И.А. Махортов,
участвовавшие в разработке программно-аппаратного комплекса.
В ходе исследований одна группа студентов
стала испытуемыми – они выполняли заход на посадку. Другая группа
осуществляла управление экспериментом с места оператора стенда и
занималась сбором данных с биометрического оборудования.
Для проведения экспериментальных
исследований было использовано специализированное оборудование –
биометрические датчики, предназначенные для регистрации показателей
кожно-гальванической реакции и фотоплитезмограммы. Также производилась
видеосъемка изображений лица и регистрация данных глазодвигательной
активности с помощью айтрекера.
По результатам эксперимента были получены
данные о психофизиологическом состоянии пилота при выполнении задач
посадки, в том числе в сложных погодных условиях. В перспективе эти
методы планируется использовать для оценки различных способов управления
в перспективной мультимодальной кабине воздушного судна.
Исследования человеко-машинного
взаимодействия и методов проектирования перспективных интерфейсов – одно
из важных направлений научной деятельности института. Специалисты
ГосНИИАС проводят работы в этой области совместно с коллективом учёных
из московского государственного психолого-педагогического университета
(МГППУ), которыми руководит декан факультета информационных технологий,
д.т.н Л.С. Куравский. Основная цель исследований - определение текущей и
прогнозной дееспособности пилота по информации, получаемой от
биометрических и окулографических датчиков. Для решения данной задачи
используется разработанный специалистами ГосНИИАС и МГППУ и
интегрированный в стенд прототипирования специализированный
программно-аппаратный комплекс.
|