В ГосНИИАС прошло заседание Научного совета РАН
17 ноября 2023 года под председательством члена-корреспондента
Российской академии наук (РАН) О.А. Степанова в ГосНИИАС* состоялось
заседание Научного совета по теории и процессам управления (Совет) при
отделении энергетики, машиностроения, механики и процессов управления
РАН.
На площадке ГосНИИАС собрались ведущие ученые РАН, вузов и промышленности. Среди них академики РАН Е.А. Федосов, С.Ю. Желтов, Д.А. Новиков, И.А. Каляев, С.Н. Васильев, Ф.Л. Черноусько, Е.И. Якушенко, Е.В. Шахматов, а также члены-корреспонденты РАН О.А. Степанов, Н.В. Кузнецов, А.Г. Ченцов, С.А. Решмин и Н.Н. Болотник.
В заседании приняли участие представители Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Института проблем машиноведения РАН, Института проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН и других научно-образовательных организаций.
Ключевой целью мероприятия стало
обсуждение результатов научных исследований и путей консолидации усилий
ученых по формированию нового научного направления, которое станет
фундаментом для развития авиации — высокотехнологичных воздушных судов с
искусственным интеллектом (ИИ) на борту.
Поскольку заседание было посвящено
обсуждению вопросов, связанных с реализацией технологий
интеллектуализации бортового оборудования воздушных судов, в качестве
площадки для обсуждения передовых идей был выбран ГосНИИАС, обладающий
значительным научно-техническим заделом в области ИИ.
В рамках мероприятия для членов Совета
была проведена экскурсия, которая сочетала в себе ретроспективный обзор
и презентацию современных технологий: стендовой базы проектирования
бортового оборудования воздушных судов, развиваемых институтом. В музее
ГосНИИАС, где представлены достижения и вклад ученых в развитие
отечественной авиации, для участников выступил заместитель генерального
директора по науке С.Ю. Желтов.
Заместитель генерального директора,
профессор РАН Н.И. Сельвесюк продемонстрировал линейку виртуальных и
полунатурных стендов, созданных институтом: универсальный стенд
прототипирования информационно-управляющего поля кабины экипажа;
процедурные тренажеры для обучения экипажей, стенды отработки отдельных
бортовых функций и систем, полунатурные испытательные комплексы
отработки и интеграции бортового оборудования — «Электронные птицы»
самолетов МС-21 и SJ-100. Н.И. Сельвесюк подчеркнул, что широкое
использование математического моделирования, использование сквозных
технологий проектирования и унификация программно-аппаратных решений в
полунатурных стендах позволяют существенно ускорить проектирование
современного бортового оборудования.
Заседание приветственным словом открыл
генеральный директор ГосНИИАС С.В. Хохлов.
«Одной из важнейших задач научного
сотрудничества Совета и ГосНИИАС является пополнение научно-технического
задела, который поможет отечественным разработкам сохранить лидирующие
позиции в мировой авиационной науке. Научные объединения в нашей стране
— это двигатели инноваций и технологического развития, они создают
платформу для обмена знаниями, опытом и идеями между учеными разных
дисциплин. В этой связи совместная работа сотрудников ГосНИИАС, ученых
РАН и других специалистов ведущих научно-исследовательских организаций
России позволит добиться значимых результатов в области создания
перспективных высокотехнологичных летательных аппаратов…», — отметил в
ходе своего выступления Сергей Владимирович.
В ходе заседания ученые института
представили совместный доклад на тему «Задачи и технологии
искусственного интеллекта в процессах управления воздушных судов». В
своем выступлении заместитель генерального директора, профессор РАН В.В.
Косьянчук рассмотрел цели, задачи и этапы постепенной интеллектуализации
бортового оборудования.
«Сегодня включение автоматизированных
помощников пилота, созданных с применением технологий искусственного
интеллекта, становится необходимым условием при планомерном развитии
бортового оборудования. Искусственный интеллект может помочь нам сделать
авиацию не только «умной», но и более безопасной, эффективной и удобной
для пассажиров…», — подвел итог своего выступления Владислав Викторович.
Директор по направлению «Искусственный
интеллект и техническое зрение», профессор РАН Ю.В. Визильтер, в свою
очередь, рассказал о развиваемых технологиях и их применении в
гражданской авиации.
Кроме того, на заседании выступили
заведующий лабораторией Института проблем управления РАН, д.ф-м.н.
профессор РАН, М.В. Хлебников с докладом «Оптимизация расхода топлива в
интеллектуальном комплексе управления ВС», заведующий лабораторией
Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, к.ф-м.н. А.Н. Путилин с
докладом «Технологии дополнительной реальности в интеллектуальном
комплексе управления ВС» и главный научный сотрудник Института
психологии РАН, д.п.н. В.Н. Носуленко с докладом «Пространственный звук
в задачах интеллектуального управления ВС».
Все представленные доклады вызвали высокий
интерес. В процессе обсуждения участники заседания пришли к выводу о
необходимости объединения усилий организаций РАН, НИЦ «Институт имени
Н.Е. Жуковского», ГосНИИАС и других заинтересованных организаций,
представленных членами Научного совета для совместного решения вопросов,
связанных с интеллектуализацией бортовых комплексов воздушных судов.
* Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное
автономное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт
авиационных систем» (ФАУ «ГосНИИАС») входит в состав Национального
исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского» (НИЦ
«Институт им. Н.Е. Жуковского»).
|