КОНТАКТЫ

Новости - 27.11.2023

 

В ГосНИИАС прошло заседание Научного совета РАН


17 ноября 2023 года под председательством члена-корреспондента Российской академии наук (РАН) О.А. Степанова в ГосНИИАС* состоялось заседание Научного совета по теории и процессам управления (Совет) при отделении энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН.

На площадке ГосНИИАС собрались ведущие ученые РАН, вузов и промышленности. Среди них академики РАН Е.А. Федосов, С.Ю. Желтов, Д.А. Новиков, И.А. Каляев, С.Н. Васильев, Ф.Л. Черноусько, Е.И. Якушенко, Е.В. Шахматов, а также члены-корреспонденты РАН О.А. Степанов, Н.В. Кузнецов, А.Г. Ченцов, С.А. Решмин и Н.Н. Болотник. В заседании приняли участие представители Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Института проблем машиноведения РАН, Института проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН и других научно-образовательных организаций.

Ключевой целью мероприятия стало обсуждение результатов научных исследований и путей консолидации усилий ученых по формированию нового научного направления, которое станет фундаментом для развития авиации — высокотехнологичных воздушных судов с искусственным интеллектом (ИИ) на борту.

Поскольку заседание было посвящено обсуждению вопросов, связанных с реализацией технологий интеллектуализации бортового оборудования воздушных судов, в качестве площадки для обсуждения передовых идей был выбран ГосНИИАС, обладающий значительным научно-техническим заделом в области ИИ.

В рамках мероприятия для членов Совета была проведена экскурсия, которая сочетала в себе ретроспективный обзор и презентацию современных технологий: стендовой базы проектирования бортового оборудования воздушных судов, развиваемых институтом. В музее ГосНИИАС, где представлены достижения и вклад ученых в развитие отечественной авиации, для участников выступил заместитель генерального директора по науке С.Ю. Желтов.

 Заместитель генерального директора, профессор РАН Н.И. Сельвесюк продемонстрировал линейку виртуальных и полунатурных стендов, созданных институтом: универсальный стенд прототипирования информационно-управляющего поля кабины экипажа; процедурные тренажеры для обучения экипажей, стенды отработки отдельных бортовых функций и систем, полунатурные испытательные комплексы отработки и интеграции бортового оборудования — «Электронные птицы» самолетов МС-21 и SJ-100. Н.И. Сельвесюк подчеркнул, что широкое использование математического моделирования, использование сквозных технологий проектирования и унификация программно-аппаратных решений в полунатурных стендах позволяют существенно ускорить проектирование современного бортового оборудования.

Заседание приветственным словом открыл генеральный директор ГосНИИАС С.В. Хохлов.

«Одной из важнейших задач научного сотрудничества Совета и ГосНИИАС является пополнение научно-технического задела, который поможет отечественным разработкам сохранить лидирующие позиции в мировой авиационной науке. Научные объединения в нашей стране — это двигатели инноваций и технологического развития, они создают платформу для обмена знаниями, опытом и идеями между учеными разных дисциплин. В этой связи совместная работа сотрудников ГосНИИАС, ученых РАН и других специалистов ведущих научно-исследовательских организаций России позволит добиться значимых результатов в области создания перспективных высокотехнологичных летательных аппаратов…», — отметил в ходе своего выступления Сергей Владимирович.

В ходе заседания ученые института представили совместный доклад на тему «Задачи и технологии искусственного интеллекта в процессах управления воздушных судов». В своем выступлении заместитель генерального директора, профессор РАН В.В. Косьянчук рассмотрел цели, задачи и этапы постепенной интеллектуализации бортового оборудования.

«Сегодня включение автоматизированных помощников пилота, созданных с применением технологий искусственного интеллекта, становится необходимым условием при планомерном развитии бортового оборудования. Искусственный интеллект может помочь нам сделать авиацию не только «умной», но и более безопасной, эффективной и удобной для пассажиров…», — подвел итог своего выступления Владислав Викторович.

 Директор по направлению «Искусственный интеллект и техническое зрение», профессор РАН Ю.В. Визильтер, в свою очередь, рассказал о развиваемых технологиях и их применении в гражданской авиации.

Кроме того, на заседании выступили заведующий лабораторией Института проблем управления РАН, д.ф-м.н. профессор РАН, М.В. Хлебников с докладом «Оптимизация расхода топлива в интеллектуальном комплексе управления ВС», заведующий лабораторией Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, к.ф-м.н. А.Н. Путилин с докладом «Технологии дополнительной реальности в интеллектуальном комплексе управления ВС» и главный научный сотрудник Института психологии РАН, д.п.н. В.Н. Носуленко с докладом «Пространственный звук в задачах интеллектуального управления ВС».

Все представленные доклады вызвали высокий интерес. В процессе обсуждения участники заседания пришли к выводу о необходимости объединения усилий организаций РАН, НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ГосНИИАС и других заинтересованных организаций, представленных членами Научного совета для совместного решения вопросов, связанных с интеллектуализацией бортовых комплексов воздушных судов.


* Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное автономное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ФАУ «ГосНИИАС») входит в состав Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского» (НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского»).

 

 

Институт

Новости

Мероприятия

Научный центр

Виды деятельности

Международная деятельность

Издания

Противодействие коррупцииКонтакты

Тел. +7 (499) 157-70-47
125319, г. Москва, ул. Викторенко, 7

© GosNIIAS - 2020. Изображения на сайте взяты из открытых источников.