Большой самолёт большой страны: 35 лет первому полёту Ил-96
Создание любого самолёта – наукоёмкий
процесс, требующий вовлечения множества различных отраслевых
предприятий. Не исключением стал и Ил-96, первый советский
широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер, поднявшийся в воздух 28
сентября 1988 года.
Ил-96 положил начало целому семейству
летательных аппаратов. Одним из таких стал Ил-96М/T, в создании которого
принимал участие ГосНИИАС*.
Разработанный в ОКБ Ильюшина, этот самолёт должен был стать заменой
Ил-62, на котором к середине 1970-х годов осуществлялись практически все
дальние авиаперевозки в СССР. Однако из-за его небольшой
пассажировместимости и растущего спроса на авиаперелёты, росла нагрузка
на аэропорты. Ещё на этапе проектирования Ил-96 закладывался как
технологически продвинутый, по тем временам, авиалайнер.
Быстрое развитие авиационной техники
заставляло конструкторов постоянно пересматривать прогнозируемые уровни
технического совершенства. Новые пассажирские самолёты проектировались с
учётом всех тех достижений в авиационной науке и технике, которые могли
быть реализованы не только в ближайшем, но и в довольно отдалённом
будущем.
И будущее наступило. В 1990-х годах
сложилась потребность в модернизации Ил-96. Так появился Ил-96М/T –
значимый проект ГосНИИАС в рамках работ по гражданской авиации.
C 1980-х годов институт осуществляет
работы по внедрению новой авионики с открытой архитектурой –
интегрированной модульной авионики. Эта технология позволяет сделать
авионику воздушного судна более «гибкой» и значительно снижает стоимость
модернизации борта. Например, раньше, чтобы сделать из авиалайнера
транспортный самолёт требовалась серьёзная переработка бортовой
электроники, теперь же – достаточно заменить один блок на другой.
Результаты этих исследований легли в основу работ по Ил-96.
Специалистами ГосНИИАС был разработан «Электронный бортинженер» –
уникальная система, которая позволила сократить численность лётного
экипажа до двух человек. Этот ценный опыт послужил началом развития
новых компетенций и научно-технического задела института, связанных с
гражданской авиацией. ГосНИИАС совершенствует эти компетенции, активно
применяя их в разработке и модернизации новейших отечественных
пассажирских самолётов – SJ-100 и МС-21.
«…Мы смело взялись за новое дело. В
какой-то степени институт всегда брался за новые технологии, поэтому
особого страха не было. Наиболее близкими были нам проблемы авионики
гражданского самолёта. И здесь нам протянул руку помощи наш сосед -
коллектив ОКБ им. Ильюшина, доверив работу над самолётом Ил-96М/Т. Эта
работа очень многое дала нам в овладении технологиями авионики
гражданского самолёта», – вспоминает научный руководитель ГосНИИАС,
академик РАН Е.А. Федосов.
* Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное
автономное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт
авиационных систем» (ФАУ «ГосНИИАС») входит в состав Национального
исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского» (НИЦ
«Институт им. Н.Е. Жуковского»).
|