Шесть лет со дня первого полета МС-21: инновационные разработки и технологии ГосНИИАС
Узкофюзеляжный пассажирский самолет нового
поколения МС-21-300 впервые поднялся в воздух 28 мая 2017 года.
Работы по созданию и модернизации этого
воздушного судна проводятся в широкой кооперации предприятий России, в
том числе, при активном участии Государственного
научно-исследовательского института авиационных систем (ФАУ «ГосНИИАС»,
входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).
«Специалисты института создали для
программы МС-21 три больших стенда, которые позволяют проверить
надежность и совместимость всего бортового оборудования авиалайнера,
посмотреть, как с этим оборудованием работает человек. Наша задача – не
только максимально облегчить работу экипажа, но и совместить различные
системы, добиться их максимальной эффективности», - прокомментировал
научный руководитель ГосНИИАС, доктор технических наук, академик РАН
Евгений Федосов.
Основной задачей для института до начала
изготовления кабины реального МС-21 стали работы по проектированию и
тестированию информационно-управляющего поля кабины экипажа.
Головным исполнителем программы разработки
авиалайнера является корпорация «Иркут» (входит в Объединенную
авиастроительную корпорацию). Совместно со специалистами корпорации на
базе института был создан стенд прототипирования кабины экипажа МС-21.
Это позволило отработать взаимодействие человека и новой техники.
На стенде можно осуществить все этапы
полета: от запуска двигателя и взлета, полета по маршруту и до посадки,
а также проверить действия экипажа при внештатных ситуациях.
Также «ГосНИИАС» совместно с корпорацией
«Иркут» разработал стенд «Электронная птица». Он позволяет наладить
работу систем бортового радиоэлектронного оборудования и скорректировать
программно-математическое обеспечение, а также исправлять возможные
ошибки в элементах оборудования кабины МС-21.
Для тестирования безопасности бортовых
систем и механизмов был создан стенд «Железная птица». Он предназначен
для ускорения процесса разработки, испытаний и повышения безопасности
нового самолета. На «Железной птице» установлены реальные механизмы и
бортовое оборудование лайнера, проведена прокладка кабелей
электропроводки и трубопроводов. Стенд уникален тем, что прообраз
воздушного судна испытывается на земле как единое целое.
|