ГосНИИАС и Институты РАН обсудили сотрудничество в области совместных исследований по интеллектуализации воздушных судов гражданской авиации
Государственный научно-исследовательский
институт авиационных систем (ФАУ «ГосНИИАС», входит в состав НИЦ
«Институт им. Н.Е. Жуковского») ведет исследования и разработки,
направленные на развитие интеллектуализации воздушных судов гражданской
авиации и повышение безопасности воздушных перевозок.
В начале июня делегация ГосНИИАС приняла
участие во встречах с руководством и ведущими специалистами Института
мозга человека им Н.П. Бехтеревой РАН и Института физиологии им. И.П.
Павлова РАН. Мероприятия прошли под председательством вице-президента
РАН, академика РАН, С.Л. Чернышова и генерального директора НИЦ
«Институт им. Н.Е. Жуковского» А.В. Дутова.
Стороны обсудили возможное сотрудничество
в области совместных научных исследований, направленных на создание
модели пилота воздушного судна, для обоснования требований к
интеллектуальному комплексу бортового оборудования (КБО) отечественных
самолетов.
На встречах с сотрудниками институтов с
докладом выступил заместитель генерального директора ГосНИИАС, д.т.н.,
профессор РАН Н.И. Сельвесюк. Он отметил, что основной целью
интеллектуализации КБО является дальнейшая автоматизация функций
бортового оборудования и снижение нагрузки на пилота воздушного судна
путем совершенствования информационно-управляющего поля (далее - ИУП)
кабины экипажа. Это позволит уменьшить вероятность ошибок, связанных с
влиянием человеческого фактора, освободить пилота от выполнения типовых
операций и оказать помощь при возникновении нештатных ситуаций. При этом
задача включает разработку и внедрение передовых технологий и систем,
которые обеспечат пилоту минимально необходимый объем информации в
реальном времени для осуществления необходимых контрольных функций и
управляющих воздействий.
Важным результатом поэтапного внедрения
адаптивного ИУП кабины экипажа в составе интеллектуального КБО является
возможность снижения требований к уровню подготовленности экипажа
воздушного судна, что будет иметь существенный экономический эффект.
«…На начальном этапе исследований
необходимо разработать формализованную модель деятельности пилота
воздушного судна и заложить в ее основу среднестатистические
физиологические и когнитивные показатели человека-оператора сложных
систем. Использование такой модели в составе полунатурных комплексов
моделирования КБО позволит обосновать требования к уровням его
интеллектуализации и сформировать адаптивное ИУП кабины экипажа…», -
подчеркнул в ходе выступления Николай Иванович.
Также Н.И. Сельвесюк отметил, что ГосНИИАС
обладает значительным научно-техническим заделом в области исследований
и разработок по эргономической и психофизиологической оценке ИУП кабины
экипажа. Совместно со специалистами Московского государственного
психолого-педагогического университета (МГППУ), ученые ГосНИИАС с 2021
года ведут работы по созданию уникальной
математической модели, учитывающей взаимосвязь параметров полета,
характеристик летательного аппарата и психофизиологического состояния
экипажа. Работы были проведены на уникальной стендовой базе ГосНИИАС.
Результатом стали успешная интеграция и апробация летным составом на
стендах института системы эргономической и психофизиологической оценки
ИУП, а также системы оценки уровня подготовки пилотов.
«…Развитие междисциплинарного
сотрудничества с институтами РАН позволит объединить научно-технический
задел и выработать эффективные научные решения для создания
инновационных разработок, направленных в первую очередь на
интеллектуализацию воздушных судов, снижение количества авиационных
происшествий, что будет способствовать развитию авиационной безопасности
в России…», - сказал генеральный директор ГосНИИАС С.В. Хохлов, комментируя итоги заседания.
|